Preview

Гироскопия и навигация

Расширенный поиск
Том 25, № 3 (2017)
3-31 2
Аннотация

Инерциальные датчики являются эффективнейшими инструментами для измерения параметров движения. Они широко известны в транспортных приложениях и позволяют получать подробные данные о местоположении, ориентации, скорости и ускорении объекта. Благодаря современным технологиям навигационные системы на базе таких датчиков становятся все компактнее, легче и дешевле. По этой причине анализ параметров движения спортсменов становится новой перспективной областью их применения. Основываясь на данных за последние десятилетия, автор рассматривает внедрение и типовое применение инерциальных и комплексных навигационных систем в сфере спорта и биомеханики.

32-48 7
Аннотация

В программе Международной космической станции (МКС) используются российские транспортные грузовые корабли (ТГК) «Прогресс», которые после выполнения основных задач в составе МКС нередко обладают запасом ресурсов основных систем. Использование этих ресурсов для решения исследовательских задач в автономном полете ТГК после расстыковки со станцией увеличивает эффективность их работы, а также программы исследований на МКС в целом. Транспортные грузовые корабли могут применяться для проведения исследований в различных направлениях: отработка, тестирование и сертификация в полете различной аппаратуры, материалов, систем в интересах программ других КА; выполнение экспериментов в области изучения Земли при помощи дополнительно установленной аппаратуры; выполнение экспериментов в области микрогравитации с использованием особых возможностей ТГК; запуск микроспутников и зондов после расстыковки ТГК со станцией и выхода на определенную орбиту и др. 

Для выполнения исследований с помощью ТГК «Прогресс» были предложены новые эффективные технологии. Их использование потребовало разработки специальных методов управления. В работе рассматриваются данные технологии, а также некоторые из разработанных методов управления после расстыковки ТГК со станцией и выхода на определенную орбиту и др.

.

49-59
Аннотация

Рассматривается попытка создания гирокомпаса на основе лазерного гироскопа, вращающегося вокруг горизонтальной оси чувствительности. Оцениваются уровни погрешностей, вызванных различными источниками. Описывается конструкция макета гирокомпаса. Приводятся результаты его испытаний.

60-77 2
Аннотация

В присутствии внешнего вибрационного ускорения, действующего на лазерный блок лазерного гироскопа (ЛГ), из-за ограниченной поперечной жесткости привода виброподставки возникает его смещение. В данной статье предложен новый метод компенсации динамической погрешности БИНС на ЛГ в условиях вибрации. Разработана модель смещений блока ЛГ при ускорениях. Выведена модель эквивалентного дрейфа гироскопа в условиях вращения и ускорения, которая позволяет описать динамическую погрешность. Проведены эксперименты по оптимизации колебаний с целью оценки неизвестных параметров. Результаты экспериментов в условиях вибрации подтверждают эффективность предложенного метода.

70-85 8
Аннотация

Изложены сведения о конструктивных особенностях, точностных характеристиках и результатах испытаний разработанного в АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» опытного образца волоконно-оптического гироскопа класса точности 0,01 °/ч с диаметром катушки чувствительного элемента 150 мм. Проведено сравнение с датчиками аналогичного класса точности, разработанными различными российскими и зарубежными компаниями.

м

86-96 4
Аннотация

Разработана математическая модель микромеханического гироскопа RR-типа компенсационного преобразования, учитывающая динамику инерционного тела, электромеханические нелинейные эффекты в емкостных преобразователях и асимметрию их параметров в канал вторичных колебаний. Исследована реакция полученной системы на поступательные вибрации. Получено качественное совпадение результатов моделирования с результатами экспериментальных данных. Выработаны рекомендации по повышению вибрационной устойчивости рассматриваемого датчика.

97-114 1
Аннотация

Рассмотрена задача испытаний инерциальной навигационной системы (ИНС) для подтверждения требований к характеристикам точности ее курсового канала (КК) путем сличений с опорной ИНС с известными характеристиками точности. Показано, что решающим условием успешности испытаний служит совокупность двух показателей – соотношения погрешностей испытуемого и опорного КК и точности оценки погрешности опорного канала. Получены выражения для случая нулевой систематической погрешности опорного КК, позволяющие оценить результаты сличений.

115-129 2
Аннотация

Описан метод навигации автономного подводного аппарата, основанный на визуальной одометрии. Предложены модификации метода, направленные на повышение точности локализации аппарата и снижение вычислительных затрат. Например, рассмотрен алгоритм с длительным прослеживанием особенностей на изображениях, повышающий точность вычисления локального перемещения аппарата; предложены адаптивная методика расчета траектории, а также метод визуальной навигации подводного аппарата в условиях локального маневрирования, основанный на использовании виртуальной сети координатной привязки. Описан метод решения задачи 3D-реконструкции объектов по изображениям, необходимый при выполнении инспекционных подводных работ.

130-152 2
Аннотация

Разработан зенитный телескоп для наблюдения градиента силы тяжести и вращения луны, а также создана опытная модель для наземных экспериментов. Для опытной модели были разработаны, в частности, штатив с системой контроля углового положения, устойчивый ртутный горизонт, методика получения показателей вибрационных воздействий. В августе–сентябре 2014 года были проведены лабораторные эксперименты и натурные наблюдения с целью испытания системы телескопа и программного обеспечения в целом. Полученные результаты сопоставлены с результатами экспериментов, направленных на повышение точности нахождения центров изображений звезд с помощью простой оптической системы. Кроме того, было изучено влияние вибраций ртутного зеркала на положение центроида на приборе с зарядовой связью (ПЗС). Результаты экспериментов показали, что эффекты вибрации практически одинаковы для звезд в одном и том же поле зрения и могут быть скорректированы путем вычитания среднего значения; вибрации ртутного зеркала вызывают погрешности в определении центроида до 0,2"; при этом существует сильная корреляция между среднеквадратическим отклонением положения центроида и отношением «сигнал–шум» для изображений звезд. Существует возможность достичь погрешности 0,01" при достаточно высоком показателе отношения «сигнал–шум» и при условии коррекции вибрационных воздействий.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-7035 (Print)
ISSN 2075-0927 (Online)