Микролетательные аппараты (МЛА) применяются в аварийно-спасательных службах для автономного исследования опасных территорий. Особую сложность представляет автономный доступ в здания в силу неуверенного приема сигналов ГНСС в городских условиях и узких проходах в здания. В статье представлена комплексная система обеспечения полета, состоящая из подсистем наведения, навигации и управления, спроектированных для обеспечения безопасного проникновения в здания. Система наведения разделена на две части. Подсистема наведения по видеоданным обеспечивает маневрирование МЛА в промежуточном положении перед зданием. Подсистема наведения по потенциальным полям позволяет МЛА проникать в здания, избежав столкновений. При этом не требуется никаких исходных данных о структуре здания, а также карт. Чтобы обеспечить управление полетом по данным о реальном кинематическом состоянии МЛА, используется точная и робастная система навигации, не зависящая от спутниковых измерений. Оценивается функционирование комплексной системы путем моделирования полетных данных.
Приведены требования, предъявляемые к системам ориентации и стабилизации космических аппаратов (КА). Рассмотрено состояние разработки отечественных звездных датчиков, инерциальных измерителей и бортовых вычислительных систем, а также проблемы и перспективы их дальнейшего развития для систем ориентации и стабилизации КА.
Рассматривается модель измерительной информации с включением в нее типовых шумов измерений. Оцениваются погрешности определения шумовых характеристик для случаев задания некоторых комбинаций шумов по методу вариации Аллана. Исследуется способ получения коэффициентов аппроксимирующего полинома кривой вариации Аллана посредством многопараметрической оптимизации предложенной нелинейной целевой функции.
На основе измерения реальных выходных сигналов лазерных гироскопов в составе БИНС выполнен анализ особенностей их спектральных характеристик и произведена оценка эффективности методов определения составляющих случайного дрейфа ЛГ.
В статье рассмотрен вариант навигационно-информационной системы точного позиционирования транспорта с использованием бюджетной ГНСС-аппаратуры и наземной инфраструктуры ГЛОНАСС. Система носит завершенный характер, состоит из структурно дополняющих друг друга блоков и обеспечивает дециметровую точность позиционирования.
Приводится описание аппаратно-программного комплекса технического зрения, предназначенного для решения задачи навигации и картографирования. Комплекс реализован на базе стереосистемы технического зрения. Подробно описываются особенности программного обеспечения комплекса, используемые для вычисления и визуализации библиотеки.
Апробируется подход калибровки стереосистемы с использованием пары изображений, содержащих несколько калибровочных шаблонов. Приводятся состав оборудования, используемый при испытаниях для оценки точности определения навигационных параметров комплексом компьютерного зрения, и полученные результаты.
Рассматриваются четыре задачи вторичной обработки измерений глобальных навигационных спутниковых систем, нетривиальность которых вызвана либо значительным объемом доступной информации и ограниченными вычислительными ресурсами бортовой аппаратуры, либо скудостью и фрагментарностью поступающих данных. Излагаются теоретические основы предлагаемых решений. Приведены результаты экспериментальной апробации.
Предлагается восполнить отсутствие сигнала и задержку передачи дифференциальных поправок в системе реального времени (Real Time Differential GPS, RTDGPS) посредством оценок будущих значений поправок псевдодальности (Pseudorange-Range Corrections, PRC). Для оценивания используются рекуррентная нейронная сеть (РНС) и генетический алгоритм (ГА). Рассмотрению подлежит RTDGPS с применением двух недорогих приемников на опорной и пользовательских станциях. Приведенные результаты моделирования и экспериментов показывают, что предсказание PRC повышает точность RTDGPS.
В статье исследован конечный алгоритм определения местоположения объекта по разностям измерений псевдодальностей до известных ориентиров. Выведены не встречавшиеся ранее в литературе уравнения для случая избыточного числа ориентиров и для случая компланарных ориентиров. Для плоского случая получена удобная комплекснозначная форма решения задачи.
Обсуждается новый комплекс программно-математического обеспечения (ПМО) гравиметра «Чекан-АМ». Приводится структура ПМО, состоящего как из программ реального времени, так и из пакета камеральной обработки. Представлены основные алгоритмы и особенности обработки данных, полученных при выполнении морских и аэрогравиметрических съемок с использованием гравиметра «Чекан-АМ».
ISSN 2075-0927 (Online)



