Рассматривается искажение контура линии ядерного магнитного резонанса благородного газа в квантовом датчике вращения, которое вызвано обратной связью в ячейке при детектировании ядерной намагниченности. Схема детектирования основана на эффекте Фарадея при продольном электронном парамагнитном резонансе в парах щелочного металла.
Получены выражения для компонент дебалансов полусферического волнового твердотельного гироскопа (ВТГ) с резонатором в виде оболочки неравномерной толщины в меридиональном направлении. Рассмотрены различные зависимости уменьшения толщины резонатора от полюса к краю. Показано, что при возбуждении по второй форме колебаний относительная погрешность в определении компонент дебаланса, связанная с пренебрежением такой неравномерностью и рассмотрением оболочки равномерной толщины, может достигать 10-15 %. Учет закона изменения толщины оболочки может существенно повысить точность балансировки ВТГ, которая является важнейшим процессом при изготовлении приборов средней и высокой точности.
Изучается алгоритм гировертикали на микроэлектромеханических датчиках для определения крена и тангажа летательного аппарата. Предложено комплексирование инерциальных датчиков с системой воздушных сигналов. Рассмотрена оптимизация коэффициентов алгоритма с помощью моделирования на авиасимуляторе.
Рассмотрена процедура исследования погрешностей триады микромеханических акселерометров (ММА), позволяющая сократить время испытаний относительно традиционных методов, а также оценить взаимное геометрическое положение датчиков в триаде. Предложенный подход состоит в исследовании статических характеристик датчиков в режиме колебательных угловых движений и позволяет оценить не только коэффициенты, характеризующие погрешности, в математической модели показаний акселерометров, но и место расположения триады акселерометров в закрытом корпусе инерциального измерительного модуля. Приведены результаты исследования погрешностей триады ММА.
В статье описано влияние фазовых искажений траекторного сигнала на характеристики изображения, получаемого автомобильным радаром миллиметрового диапазона с синтезированной апертурой антенны (РСА). Приведен расчет требований величине погрешностей датчиков бесплатформенной инерциальной навигационной системы для получения итогового изображения приемлемого качества. Выполнен анализ параметров инерциальных датчиков разного класса точности в целях формирования рекомендаций по их выбору в зависимости от условий работы РСА и требуемой разрешающей способности.
Индийская региональная навигационная спутниковая система IRNSS состоит из семи спутников, разработанных Индийской организацией космических исследований (ISRO), и предоставляет два вида услуг: стандартное позиционирование для гражданского применения и позиционирование для пользователей с особыми правами (включая военных) с гарантированной повышенной точностью. Система предназначена как для работы на территории Индии, так и за ее пределами. Область покрытия системы IRNSS включает всю территорию Пакистан и Афганистана, большую часть Китая и Ближнего Востока и Индийский океан. IRNSS является двухчастотной системой и использует сигналы в диапазонах S1 и L5. В настоящее время индийские пользователи имеют доступ и к гражданским сигналам GPS, обеспечивающим погрешность позиционирования на уровне 5 м. Предполагается, что система IRNSS обеспечит погрешность позиционирования не более 10 м на территории Индии и не более 20 м в Индийском океане и на территории, отстоящей от границ Индии до 1500 км. Управление и контроль работы упомянутых семи спутников осуществляют 15 наземных станций, расположенных по всей стране. Сопоставление характеристик IRNSS и GPS показывает, что имеющееся в составе IRNSS число спутников достаточно для региональной навигационной системы и обеспечивает лучшие по сравнению с GPS результаты. В данной работе мы исследовали следующие основные параметры системы: орбитальные характеристики, погрешность позиционирования, включая круговое вероятное отклонение (CEP), вариации в определении вертикальной координаты, фактор геометрического снижения точности (GDOP) в зависимости от количества спутников, а также влияние отношения сигнал/шум (C/N0) и сцинтилляционного эффекта на характеристики GPS и IRNSS. Наш анализ показал, что IRNSS целесообразно использовать как автономную систему.
В последние годы появилось множество исследований, посвященных проблеме обнаружения локально действующих помех сигналов ГНСС, вызванных интерференцией, многолучевостью и спуфингом. В настоящее время находят применение классические методы обнаружения таких помех, которые не слишком эффективны. В данной работе мы предлагаем использовать аппарат теории скорейшего обнаружения. Этот подход отвечает требованиям навигационных приложений, в которых критически важно сохранение целостности ГНСС-сигналов.
В статье описывается метод комплексирования измерений монокулярной камеры, движения камеры, а также измерений одометров и инерциальных датчиков скорости. Движение камеры между последовательными изображениями создает базовую линию для расчета дальности путем триангуляции. Рекурсивный алгоритм оценивания основывается на расширенном фильтре Калмана. На точность оценивания глубины сильно влияют взаимная геометрия наблюдателя и ориентира, точность измерения параметров движения наблюдателя и линия визирования на ориентир. С помощью моделирования исследуется, как влияют на точность оценивания погрешности измерения линейной и угловой скорости, шум камеры и траектория наблюдателя. Из результатов этих исследований можно вывести требования к измерительной аппаратуре и сценариям наблюдения. При благоприятных условиях погрешность оценки дальности не превышает 2% от расстояния до ориентира.
Приемник piNAV L1 – это GPS-приемник диапазона L1 для определения местоположения малых спутников на низких околоземных орбитах. Приемник прошел испытания с помощью программного эмулятора GPS ReGen при статических и динамических сценариях. Типичная горизонтальная ошибка местоположения при статическом сценарии составила 2,5 м (95%). При динамических сценариях ошибки местоположения возрастают по причине значительных ускорений низкоорбитального спутника относительно навигационных спутников.
Приемник piNAV L1 – это GPS-приемник диапазона L1 для определения местоположения малых спутников на низких околоземных орбитах. Приемник прошел испытания с помощью программного эмулятора GPS ReGen при статических и динамических сценариях. Типичная горизонтальная ошибка местоположения при статическом сценарии составила 2,5 м (95%). При динамических сценариях ошибки местоположения возрастают по причине значительных ускорений низкоорбитального спутника относительно навигационных спутников.
Рассматривается метод прогнозирования качки корабля. В отличие от других подходов в настоящем методе прогнозирования угла качки и увеличения его длительности предлагается учитывать динамические модели корабля и возмущений. Для определения текущих параметров динамической модели качки корабля предложено использовать идентификационную процедуру, а модель волнения настраивать для конкретных условий движения. Приводятся результаты моделирования с анализом, а также прогноз угла качки корабля по данным, полученным при испытании тяжелого авианесущего крейсера.
ISSN 2075-0927 (Online)



